?>



СПб в цифрах

Музеи СПб

Разводка мостов

Метрополитен



 ГОРОДСКАЯ ХРОНИКА 


  

Всех Скорбящих Радость в Стеклянном городке — археологические раскопки, история и проект возрождения


В музее «Невская застава» проходит выставка с интересным названием — «Паровик идет до Скорбящей и гудочек его щемящий откликается над Невой». Паровик (так называли паровую конку) являлся, не считая водных путей по Неве в период навигации или по зимникам, самым популярным транспортом Шлиссельбургского тракта вблизи «Стеклянного городка», где до 30-х годов 20 века стояла церковь Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».

Именно этой церкви при Стеклянном заводе, её истории, проекту восстановления и археологическим раскопкам посвящена представленная музейная экспозиция. На ней представлены исторические фотографии и современное состояние сохранившихся фундаментов, а также материалы археологических раскопок — фрагменты внутренних росписей, элементы интерьера, изразцы.

История завода и церкви тесно связаны и переплетены с историей Санкт-Петербурга. Учитывая, что Императорский Стеклянный завод находился долгое время (с конца 18-го века) под управлением Императорского Фарфорового завода (известного ныне под брендом ЛФЗ) — многие путают их и церкви им принадлежащие, ныне не существующие. Всем петербуржцам известна скандальная и, по всей вероятности, ещё не закончившаяся история с агрессивными действиями по застройке старинного Фарфоровского кладбища (сквер у метро Ломоносовская), располагавшегося возле утраченной церкви (о её истории и идеи её восстановления можно прочитать в статье «Возрождение фарфорового храма»).

Стеклянный завод находился (в 90-е годы 20 века прекратил своё существования по причинам соответствующим временному историческому отрезку) несколько юго-восточнее по течению Невы, по старинному Шлиссельбурскому тракту, именуемому ныне проспектом Обуховской обороны. Своим местоположением завод обязан Григорию Потёмкину, получившему его от Екатерины II в пожизненную аренду, который перевёл промышленные здания с Фонтанки (недалеко от дома Державина) в одно из своих поместий на Невских берегах. Вокруг завода постепенно образовалась отдельная слобода, которая вместе с промышленными зданиями и жилыми поселениями объединилась под наименованием Стеклянный городок.

Храм в честь Богородицы «Всех Скорбящих Радость» в селении Императорского Стеклянного завода был возведён в неорусском стиле (столь популярном в эпоху русского модерна) в 90-х годах 19 столетия архитекторами Александром фон Гогеном и Александром Ивановым, и считался, по мнению современников, одним из красивейших церковных построек того времени в Санкт-Петербурге. Церковь была возведена возле обветшавшей деревянной часовни, которая в 1909 году была заменена на каменную (вернее новая часовня сооружена над нею, и дверь из нового дубового иконостаса вела в старинную деревянную часовню). Часовня чудом сохранилась, в 2008 году полностью отреставрирована и в настоящий момент в ней находится подворье Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря.

Именно в ней хранилась икона, которой был посвящён храм, и лишь по праздникам она вносилась в него перед богослужением. С иконой связана интересная история — в 1988 году, в два часа дня 23 июля по старому стилю, во время сильной грозы молния ударила прямо в часовню. И хотя пожар удалось вовремя потушить, но внутренность сильно обгорела. Сохранилась лишь икона — её уберёг от сильного огня стеклянный футляр, в котором она находилась. Стекло разбилось, а к самой иконе, под воздействием сильного жара, пристало несколько монет (грошиков), находившихся в ящике, вделанном в нижнюю часть киота. Это событие стало впоследствии привлекать большое число богомольцев к «иконе Божьей Матери с грошиками». После закрытия часовни в 1938 году, икона была перенесена в Свято-Троицкий храм, известный в народе как церковь «Кулич и Пасха», также находящейся на бесконечно длинном проспекте Обуховской обороны, и построенный в екатерининское время известным архитектором Львовым.

Икона Стеклянного городка известна именно этой любопытной историей, и не стоит её путать с другой известнейшей одноимённой иконой. «Стеклянная» икона была подарена церкви местным купцом Матвеевым, в честь его избавления от утопления в Неве. Впрочем, это не список с известной московской иконы — Богоматерь изображена в необычном варианте, в полный рост и без младенца. первичная икона Божье Матери «Всех Скорбящих Радость» также переехала в петровское время в новую столицу с московской Ордынки на Шпалерную улицу — во дворец царевны Натальи Алексеевны. В дальнейшим здесь существовала одноимённая церковь, а ныне икона находится в Спасо-Преображенском соборе на улице Пестеля.

В настоящий момент существуют планы воссоздания, непосредственно на историческом фундаменте, утраченной церкви Божье Матери «Всех Скорбящих Радость» при Стеклянном городке — руководит восстановлением настоятель возрождаемого храма о. Богдан Полевой. Так что вскоре петербуржцы смогут вновь оценить архитектуру шатровой церкви в неорусском стиле эпохи модерна, которая даже в сравнение не идёт с современным псевдорусским мелким церковным новоделом. Вот только подъехать к церкви можно будет обыденным муниципальным транспортом — неплохо было бы для полноты ощущения возродить и паровую конку, подвозящую, как и в былые времена прямо к церковному крыльцу...

Выставка в музее «Невская застава» (Ново-Александровская ул., 23), подготовленная совместно музеем «Невская застава» и подворьем Свято-Троицкого Зеленецкого мужского монастыря в СПб, продлится до 29 сентября 2015 года. Одновременно с временной, в музее функционирует и постоянная экспозиция, на которой представлены изделия Императорского стеклянного завода и история Стеклянного городка и церквей за Невской заставой.

Екатерина Владимирова

Версия для печати
«««  предыдущая новость       следующая новость  »»»


  • Космическая икона Валаама ждёт создания первого своего храма в Петербурге
  • Петербург решил никому не отдавать Исаакиевский собор
  • У Охтинского мыса, вблизи Ниеншанца, через пять лет прекратится рыбный клёв
  • 150 лет Зоопарку — о зоологических типах и зоо-гео-страстях давнего и недавнего прошлого
  • 15 лет гибели подлодки «Курск»
  • Как прошли петербургские Алые паруса-2015 — все плюсы и минусы
  • 150-летие первого полуденного выстрела в Петербурге
  • Фестиваль ледовых скульптур в Петропавловской крепости
  • Культурная программа встречи Нового года и Рождества в Петербургском стиле
  • Эрмитаж получил гранты от Фонда Потанина
  • Икона графини Гендриковой вернулась из немецкого плена
  • Новое архивное здание в Петербурге
  • БДТ вновь открыл двери для зрителей
  • «Аврора» покинула "вечную" стоянку
  • Эра милосердия столетней давности
  • 50 лет Питерскому «Сайгону»
  • Как уживаются в России и Европе музеи и власть
  • 300-летие родины мосинской трёхлинейки
  • Открытие Центра морских млекопитающих
  • Дни Шлиссельбургского Орешка

  • Архив новостей >>>>>



    Стартовая страница
    Добавить в Избранное
    Информация об издании
    Вернуться на Главную







    1

     



    © Drakkar-design, 2007-2016

    © Петербургские страницы, 2007-2016
    Полное или частичное использование опубликованных материалов разрешено только при согласование с редакцией и ссылке (а в электронных материалов гиперссылки) на онлайновый вариант газеты

    Техподдержка

    Rambler's Top100 Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

    <
    <