СПб в цифрах

Музеи СПб

Разводка мостов

Метрополитен



 КУЛЬТУРА 


20-10-2014 02:10
  

Рериховское наследие — современная специфика восприятия и применения


В Петербурге прошла Международная научно-практическая конференция «Рериховское наследие», приуроченная сразу к нескольким юбилеям — 140-летию Николая Рериха, 135-летию его супруги Елены Рерих, 110-летию сына Святослава Рериха и 30-летию со дня открытия Музея-усадьбы Рериха в Изваре.

Особое внимание было уделено именно Рериховской усадьбе, которая находится в деревне Извара, поблизости от посёлка Волосово (теперь получившего уже статус города), что расположен неподалёку от Таллинской трассы. Имение принадлежало шведскому семейству Рерихов в течение нескольких столетий (часть Ижорского плато, как все помнят, входило в состав земель, которые были под юрисдикцией шведской короны).

Именно здесь, на территории своего поместья, Н.К.Рерих производил свои первые раскопки — картина «За морями есть земли великие» является прекрасной реконструкцией наряда женщины Ижорского плата на основе, раскопанного и систематизированного им, погребального комплекса. В 80-х годах музей занимал лишь половину небольшого изящного деревянного дома — вторая часть принадлежала сельсовету с развивающимся красным флагом. По соседству в старинной кирхе располагался сельский клуб с возвышающейся гипсовой статуей — но не Рериха, а колхозницы с капустой... Сейчас, в том числе после своего небольшого юбилея, музей, несмотря на свою труднодоступную отдалённость, наверняка будет активно развиваться.

На конференции, как это видно из названия, активно обсуждались темы Рериховского наследия, в его различных ипостасях, и пути его сохранения в современном мире. Это касается как музеев Рериха в Петербурге и Москве, сохранение его художественного наследия, разбросанного по разным музеям, так и иных вопросах его разносторонней деятельности — как то прошедший круглый стол на тему «Идеи Пакта Рериха и современные проблемы защиты культурного наследия».

И что только не обсуждалось на заседаниях, например, подборка докладов — «Парадоксы постижения Истины в педагогических исследованиях в контексте метацивилизации», «Гермес Трисмегист, Леонардо да Винчи, Николай Рерих и современная наука», «Художественное творчество Николая Рериха и “естественное богословие”», «“Космологические Записи” Е.И.Рерих и античная философия», «Рерих и медведи»... Значительная часть уделялась совмещению Рериховских юбилеев с юбилеем Сергия Радонежского и попыткой их совмещения...

Говорилось о многом, но особое внимание не заострялось на Николая Константиновиче Рерихе, как об археологе и историке. Результаты археологических раскопок, проводимых Рерихом, внесли немалый вклад и имеют научное значение и поныне. Известный как великолепный художник с неповторимой индивидуальной стилистикой, Н.К.Рерих в своей "русской теме" проявляет себя как историк-исследователь, пытаясь реконструировать с научной скрупулезностью, жизнь, а главное ментальность Древней Руси.

"Русская тема" была одним из модных брендов, наравне с артдеко (а порой в эклектической взаимосвязи с ним) в начале 20 века. Но стоит внимательно приглядеться даже к эскизам театральных декораций и костюмов, принадлежащих авторству Н.К.Рериха, к их детализированной проработке нюансов, порой незаметных широкой публике — в отличие от аналогичных не менее художественно великолепных работ других известных художников той эпохи, которые всегда театрально-стилизованы и лишь абстрактно-историчны.

Не со всеми историческо-художественными выводами Рериха можно согласиться, но это, скорей всего, единственная историческая реконструкция с применением персональный научных археологических данных на высокохудожественном уровне. Впрочем, этот разговор о Рерихе-историке, явно, вне рамок данной конференции...

И если от Николая Константиновича вернуться к ней, то стоит рассказать и о торжественной церемонии награждения в Эрмитаже лауреатов Международной премии им.Николая Рериха за 2014 год. Официальная информация гласит — «Международная премия имени Николая Рериха учреждена в год 300-летия Санкт-Петербурга и с тех пор присуждается ежегодно. Основная цель Премии – выявление высоких образцов служения человека Культуре и Обществу, общественное признание бескорыстного труда тех истинных подвижников, для кого высокое творчество жизни и стремление к Общему Благу стали конкретным и повседневным делом, чья деятельность может стать вдохновляющим примером для молодого поколения.»

Согласно этим критериям, номинантов было несколько — крайне любопытная, но, по нынешним времена, вполне "классическая подборка"...

Номинация «Сохранение рериховского наследия» досталась мексиканской актрисе Алисии Родригес Фернандес, известной широкой публике по сериалам типа «Богатые тоже плачут» и т.п. Она возглавляет Международный комитет Знамени Мира при ООН, в 1997 г. выдвигалась на Нобелевскую премию мира, но получила только в этом году Рериховскую. Номинация «Формирование культурного образа страны в мире» — киноактрисе, режиссёру и общественнице Рените Григорьевой. Номинация «Художественное творчество» — театральному художнику Ирине Бируле и израильскому поэту, родившемуся на Украине, номинанту премии "Золотое перо Руси" Аарону Котляру. Номинация «Педагогика и просветительство» — башкирской учительнице из Ханта-Мансийска Ляле Кашаповой, а номинацию «Сохранение культурных ценностей и миротворчество» получила Нина Зальцман, руководитель Израильского Общества Живой Этики. Председатель Оргкомитета Премии – директор Эрмитажа и президент Всемирного клуба петербуржцев М.Б.Пиотровский.

Екатерина Владимирова
фото автора

Версия для печати
«««  предыдущая новость       следующая новость  »»»


  • Открытие Петербургского театрального сезона 2014 года
  • Герои Великой войны навсегда останутся в Военно-историческом музее
  • Козьма Прутков в Саблинских пещерах
  • Русский авангард и война
  • Лики Великой войны
  • К 100-летию Первой мировой войны
  • Освящение воссозданного «Предстояния апостолов Петра и Павла перед Христом» на фасаде Петропавловского собора
  • Французские модные картинки прошлых столетий
  • Юбилейный 10-й фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин»
  • Шотландский норвежец с Холма Троллей
    (170 лет со дня рождения Эдварда Грига)
  • Шаляпин & Рахманинов — двойной музыкальный юбилей
  • 200 лет газете "Русский инвалид"
  • Ружьё и рукопись
  • И царям нужен отдых
  • Art It — итальянский взгляд на современное искусство
  • Фотохроника художественной жизни начала ХХ века глазами Михаила Матюшина
  • РНБ презентовала электронную Лавреньевскую летопись и Ларинский зал
  • Торжество городской скульптуры
  • Белая роза Росси
  • 257-й сезон Александринки — юбилеи и сюрпризы

  • Архив новостей >>>>>



    Стартовая страница
    Добавить в Избранное
    Информация об издании
    Вернуться на Главную







    1

     



    © Drakkar-design, 2007-2016

    © Петербургские страницы, 2007-2016
    Полное или частичное использование опубликованных материалов разрешено только при согласование с редакцией и ссылке (а в электронных материалов гиперссылки) на онлайновый вариант газеты

    Техподдержка

    Rambler's Top100 Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

    <
    <