СПб в цифрах

Музеи СПб

Разводка мостов

Метрополитен



 КУЛЬТУРА 


26-10-2014 22:10
  

Четверть века музыки четырёх соборов


Концертно-выставочный зал «Смольный собор» открыл свой юбилейный 25-й сезон. Смольный собор является составляющей частью единого музейного комплекса «Музей четырёх соборов», в который входят Исаакиевский, Смольный, Сампсониевский соборы и Храм Спаса на Крови.

Этот комплекс представляет собой современный и очень гармоничный симбиоз музейного и концертного пространства в уникальных памятниках федерального охранного статуса и, одновременно, действующие храмы — по взаимному соглашению попеременно там проходят концерты, осмотр музейно-выставочных экспозиций и церковные службы. Подобное использование этих уникальных исторических памятников в современной жизни Петербурга самое правильное решение — будучи действующими храмами, соборы являются и светскими объектами, находясь под руководством музейной дирекции и юрисдикцией федерального охранного ведомства — это предотвращает узкокелейную направленность использования и изоляцию от светского общества, как то произошло с Казанским собором.

Сезон был открыт премьерой «Всенощного бдения» Рахманинова в Храме Спаса на Крови в исполнении Камерного хора Смольного собора под управлением Владимира Беглецова, у которого в этом году тоже юбилей — 10 лет назад от стал дирижером и руководителем этого хора (сейчас, одновременно с этой должностью, он назначен директором хорового училища им.Глинки). А в Исаакиевском соборе, к открытию сезона и к явлению Богоматери во Влахерне (на Руси называемым Покровом Пресвятой Богородицы) прозвучали «Покровские песнопения» также в исполнение хора Смольного собора с солистами из Мариинского театра Алексеем Марковым и Марией Баянкиной.

Кстати, «Всенощная» Рахманинова была написана 100 лет назад. Именно к этой дате хор Смольного собора будет исполнять её точно также как она исполнялась на первой премьере — в Дворянском собрание. Как рассказал Владимир Беглецов: "«Всенощная» Рахманинова исполнялась 10 марта в дворянском собрание Москвы. Мы её исполним 15 марта, тоже в Дворянском собрание (от ред. — ныне это Большой зал Филармонии), но в Петербурге. Хотелось бы исполнить её к юбилею в Москве, но в этой радости нам отказали — нужно огромное количество денег, чтобы арендовать именно этот зал, Колонный зал Дома союзов."

В планах концертно-музейного храмового комплекса есть несколько премьер. Особо интересна, по своей идее, готовящаяся постановка спектакля-иллюзии, посвящённого Пьетро Гонзаго. Его творческое наследие, к сожалению, не всё дожило до наших дней. Всем известна знаменитая «Галерея Гонзаго» в Павловске — нарисованная перспектива была настолько реальна, что, по словам современников, даже птицы разбивались о стену, считая её уходящим вдаль естественным пространством. Мастер художественных иллюзий времён царствования Екатерины II, Гонзаго прославился своими театральными декорациями к спектаклям той эпохи. Известный как Пётр Фёдорович Гонзаго, венецианец Пьетро ди Готтардо Гонзага, художник, декоратор, сценограф, теоретик искусств и мастер ландшафтного дизайна — работал театральным художником в Венеции, Риме, Парме, Миланском «Ла Скала» и т.д. В 1792 году, по приглашению князя Н.Б.Юсупова, приехал в Петербург. Он работал для всех известных петербургских и московских театров, в том числе для театров князей Юсуповых (в их имении Архангельское остались не только рисунки, но и 4 подлинные декорации Гонзаго). Но большинство рисунков и декораций не дожили до нашего времени, многие же разбросаны по всей стране. Но тем не менее, в Петербурге осталась часть рисунков и эскизов, в том числе в запасниках фондов Музея четырёх соборов. Как рассказал главный режиссёр Виталий Гордиенко: "Эти театральные листы очень интересны для экспозиции, и благодаря современным технологиям, мы превратим их в целый мир Гонзаго. И будет звучать музыка тех спектаклей, которые он оформлял."

Также в новом 25-м сезоне продолжиться интересная новация — проведение образовательных концертов для детей. Эти музыкальные мероприятия являются даже не столько собственно концертами, а интересными и живыми встречами музыкантов, музыковеда и детей со взаимным свободным общением. Музыкант может уступить место за фортепиано или клавесином ребёнку, также дети могут написать записки с пожеланиями, что они хотели бы услышать (для этого есть одно официальное ограничение — «Мурку» и «Интернационал» не предлагать). Уже состоялось пять таких концертов, которые оказались очень востребованы среди родителей и очень понравились детям.

Концерты проходят не только в современно оборудованном для этих целей Смольном соборе, но и в других соборах входящих в концертный комплекс. "В каждом из этих соборов своя аура, своя акустика, своя история, и даже свой посетитель", — сказал г.режиссёр В.В.Гордиенко, — "В нашей программе, в первую очередь, стоит музыкальное слово. Такое словосочетание как "экология музыки", по-моему, очень современно. Музыка может быть экологичной, может быть разрушающей. Наша музыка созидающая."

Екатерина Владимирова
фото автора

Версия для печати
«««  предыдущая новость       следующая новость  »»»


  • Russia in Vogue — между Шаляпиным и княжной Голициной
  • Поэт, слышавший мир — в Музее печати
  • Рериховское наследие — современная специфика восприятия и применения
  • Открытие Петербургского театрального сезона 2014 года
  • Герои Великой войны навсегда останутся в Военно-историческом музее
  • Козьма Прутков в Саблинских пещерах
  • Русский авангард и война
  • Лики Великой войны
  • К 100-летию Первой мировой войны
  • Освящение воссозданного «Предстояния апостолов Петра и Павла перед Христом» на фасаде Петропавловского собора
  • Французские модные картинки прошлых столетий
  • Юбилейный 10-й фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин»
  • Шотландский норвежец с Холма Троллей
    (170 лет со дня рождения Эдварда Грига)
  • Шаляпин & Рахманинов — двойной музыкальный юбилей
  • 200 лет газете "Русский инвалид"
  • Ружьё и рукопись
  • И царям нужен отдых
  • Art It — итальянский взгляд на современное искусство
  • Фотохроника художественной жизни начала ХХ века глазами Михаила Матюшина
  • РНБ презентовала электронную Лавреньевскую летопись и Ларинский зал

  • Архив новостей >>>>>



    Стартовая страница
    Добавить в Избранное
    Информация об издании
    Вернуться на Главную







    1

     



    © Drakkar-design, 2007-2016

    © Петербургские страницы, 2007-2016
    Полное или частичное использование опубликованных материалов разрешено только при согласование с редакцией и ссылке (а в электронных материалов гиперссылки) на онлайновый вариант газеты

    Техподдержка

    Rambler's Top100 Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

    <
    <