СПб в цифрах

Музеи СПб

Разводка мостов

Метрополитен



 КУЛЬТУРА 


22-08-2015 17:08
  

Свет Валаама в стенах Смольного


В выставочном зале «Смольный» в течение августа 2015 года была представлена экспозиция под названием «Лето Господне. Свет Валаама», посвящённая четвертьвековому юбилею восстановления монашеской жизни на острове Валаам. 18 сентября 1989 года Спасо-Преображенский собор с расположенными рядом скитами был передан в пользование РПЦ. После начавшихся уже зимой реставрационных работ, 25 мая 1990 года был освящён главный престол нижнего собора, а Валаамский монастырь получил статус ставропигиального. Эта дата считается моментом возобновления монастырской жизни на гранитном острове.

Экспозиция, подготовленную Валаамским музеем (находится в ведомстве республики Карелия, директор Владимир Высоцкий) совместно с представителями монастырского духовенства, Православным культурно-просвятительским центром «Свет Валаама» (директор игумен Мефодий, в миру Венко Петров) и при поддержке АНО «Петербургская среда» (директор Елена Тарасенко) — включает в себя живопись, современные фотографии, археологические находки и ряд иных артефактов монашеской жизни островного монастыря в прошлом и настоящем.

Как рассказал директор Валаамского музея Владимир Высоцкий — "Все представленные артефакты, картины, гравюры — из фондов музея Валаамского монастыря, но у нас ограниченные возможности для экспонирования этих предметов. И вот теперь появился случай показать часть богатых фондов нашего музея в Санкт-Петербурге. Это вторая выставка уже - первая проходила десять лет назад в Музее воды. На этой выставке мы показываем застывшую частичку жизни 18-19 веков и сегодняшних дней, начавшуюся после восстановления этой обители."

Ещё не так давно в 60-70 годах, было принято считать, что Валаам был заселён в раннесредневековый период, а монастырь возник в 12 столетии — подобной версии зачастую придерживаются и сторонники монастырских преданий и по сей день. По рассказу Владимира Высоцкого, недавно проводимые археологические раскопки не выявили слоя древнее 13 века, непосредственно связанного с проникновением русского населения и строительством первого Валаамского монастыря. В настоящий момент существует несколько исторических и церковно-монастырских теорий возникновения островного монастыря.

Но если начальный период появления людей среди валаамских скал и сосен ещё может быть уточнён новыми раскопками, то хорошо известно окончание первого этапа валаамской жизни, прекратившегося на столетие, в связи со шведской экспансии на северную окраину русских земель. Будучи порубежным форпостом православия, распространявшегося и на соседние финно-угорские народы, Валаам всегда был интересен с точки зрения средневековой геополитики. Целая плеяда военных действий на русском севере, после смерти Иоанна Грозного и неудавшегося с ним соглашения (унии), не обошла и Валаам. С трудом пережив чумную эпидемию, монастырь вновь воскрес после краткого мира со Швецией, пока во время Смутного времени, в 1611 году не был полностью уничтожен шведским нашествием, которому подверглись все северные русские территории, включая Ладогу.

Валаамский монастырь был возрождён ровно 300 лет назад — в 1715 году, по указу Петра I, и в течение двух столетий находился под покровительством императорской фамилии. На Валаам приезжал император Александр I, а, в последствии, и Александр II со своей семьёй. После своего возрождения в 18 столетии, когда опасность шведской экспансии была полностью устранена, Валаамский монастырь стал очень известным местом и особенно популярным в петербургской художественной и литературной среде.

Было бы удивительно, если бы творческие люди могли обойти стороной этот удивительный, по своей северной суровой красоте, остров, полный древних мистических тайн, спокойной извечности сосен и сна мхов среди гранитных скал, омываемых бурными свинцовыми волнами штормовой Ладоги. Среди писателей и композиторов, чьё посещение Валаама и даже длительное пребывание на нём, сказавшиеся на их творчестве — можно вспомнить такие имена как Лесков, Вас.Немирович-Данченко (брат режиссёра), Апухтин, Чайковский, а также, как некий парадокс — именно под влиянием русского Валаама, швед Эллиас Лённрот создал карело-финский эпос "Калевала".

И именно Валааму мир обязан появлением многих прекраснейших произведений Клодта и Куинджи, Шишкина и Рериха, и других менее известных ныне широкой публике (по причине "нераскрученности" "брендов" околокультурными искусствоведами-барыгами) — таких как Гавриил Сергеев, Фёдор Васильев, де Майер, Гине, Джогин, Балашов, Горностаев и проч.

Валаамский циклы этих художников разбросаны по всевозможным музеям Петербурга, Москвы, Петрозаводска, Перми, Екатеринбурга, Киева и даже по среднеазиатским регионам, как было принято по концепции советского времени. Ряд картин, ещё при жизни их авторов оказался в Третьяковской галерее, Русском музее или в музейных фондах Академии художеств.

К сожалению, на выставке в Смольном представлена лишь скромная часть всего того исторического и художественного наследия, которое связано непосредственно с Валаамом. Было бы не только интересным, но и знаковым для всей культурной жизни Петербурга явлением, провести крупномасштабную международную выставку всех сохранившихся по сей день художественных произведений, имеющихся не только в Валаамской музейной коллекции, но и в фондах русских и зарубежных музеев, а также вывезенные в Финляндию 20-30-е годы (до 1940 года остров принадлежал Финляндии).

Можно только надеяться, что организаторы этой выставки (которая продлится лишь до 26 августа 2015 г) окрылённые валаамской идеей замахнуться и на столь масштабный межмузейный проект.

Екатерина Владимирова

Версия для печати
«««  предыдущая новость       следующая новость  »»»


  • Дочь Елены Образцовой организовала академию и школу в память своей матери
  • Фестиваль фламандского карильона
  • Романовы в Царском Селе
  • Пятнадцатая «Площадь искусств» — между традицией и сюрпризами
  • Chaliapine ArtFlat
  • Частные коллекции Санкт-Петербурга
  • Петроградское небо мутилось дождём, на войну уходил эшелон…
  • Грохочет бал, сияет бал...
  • Четверть века музыки четырёх соборов
  • Russia in Vogue — между Шаляпиным и княжной Голициной
  • Поэт, слышавший мир — в Музее печати
  • Рериховское наследие — современная специфика восприятия и применения
  • Открытие Петербургского театрального сезона 2014 года
  • Герои Великой войны навсегда останутся в Военно-историческом музее
  • Козьма Прутков в Саблинских пещерах
  • Русский авангард и война
  • Лики Великой войны
  • К 100-летию Первой мировой войны
  • Освящение воссозданного «Предстояния апостолов Петра и Павла перед Христом» на фасаде Петропавловского собора
  • Французские модные картинки прошлых столетий

  • Архив новостей >>>>>



    Стартовая страница
    Добавить в Избранное
    Информация об издании
    Вернуться на Главную







    1

     



    © Drakkar-design, 2007-2016

    © Петербургские страницы, 2007-2016
    Полное или частичное использование опубликованных материалов разрешено только при согласование с редакцией и ссылке (а в электронных материалов гиперссылки) на онлайновый вариант газеты

    Техподдержка

    Rambler's Top100 Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

    <
    <