СПб в цифрах

Музеи СПб

Разводка мостов

Метрополитен



 КУЛЬТУРА 


31-08-2015 11:08
  

Фотокамера Жильяра, снимавшего императорскую семью, вернулась в Россию — но увидеть её можно будет лишь через три года


Музей-заповедник «Царское Село» получил в дар историческую фотокамеру Bulls Eye Eastman фирмы «Kodak», при помощи которой были сделаны фотографии семьи последнего российского императора Николая II. Фотокамера принадлежала Пьеру Жильяру, который был учителем французского языка Великих Княжён, а впоследствии наставником Наследника престола, цесаревича Алексея.

Жильяр приобрёл фотокамеру новейшего образца в одном из магазинов Санкт-Петербурга. И с этого момента стал фотолетописцем императорской семьи. Причём, что интересно, ряд кадров делал не он, а кто-то из членов императорской семьи — по словам Ираиды Куртовны Ботт, заместителя директора по научной работе ГМЗ «Царское Село» — по анализу фотоархива можно сделать вывод, что эта фотокамера, наверняка, была в руках Николая II и Александры Фёдоровны.

Сама по себе фотокамера интересна уже с технической точки зрения. Во-первых, являясь переносной, она работает на рулонной плёнке, позволяющей делать снимки среднего формата. Это было новшеством, не сразу нашедшим отклик у пользователей того времени. Переносные фотокамеры того периода, даже будучи компактными, всё же были рассчитаны на один или два формата стёкол, которые впоследствии возможно было заменять аналогичными по формату, единично разрезанными, плёнками. Во-вторых, в отличие от массивных студийных фотокамер с "гармошкой" на штативе, она достаточно компактна и представляет из себя сравнительно небольшую коробку, причём без привычного линзового объектива. Именно этот момент и необычность конструктива вызвали много вопросов — не утеряны какие-либо её составляющие и действительно ли она находится в рабочем состояние, как это утверждает даритель камеры г-н Жак Мозер. Ираида Куртовна заверила, что они обязательно свяжутся со специалистами по исторической фототехнике для подробного анализа её технических характеристик. Ведь если камера находится в полностью рабочем состоянии, или же её можно привести в таковое — сколь удивительна была бы связь времён, если с её помощью вновь можно было бы фотографировать!..

А ведь именно с этого фотоаппарата были произведены самые интересные, а подчас и уникальные исторические кадры. Императорская семья в семейной обстановке, не постановочные фотографии реальной жизни, в том числе и в Тобольской ссылке, куда Пьер Жильяр добровольно последовал за опальной императорской фамилией. Пьер Жильяр, как учитель и наставник детей Николая II, принадлежал к самому ближайшему кругу императорской семьи в течение 13-ти лет. После гибели царской семьи, он уехал на родину в Швейцарию и больше никогда не прикасался к фотоаппарату, который был для него символом его самых светлых и горьких воспоминаний.

Фотоаппарат долгие годы хранился в семье Жильяра, сначала у него и его супруги — он женился на "старшей комнатной девушке", воспитательницы Великих Княжён, Алекскандре Теглевой. Пьер Жильяр подарил фотокамеру своей племяннице и крестнице — матери Жака Мозера. ныне передавшего в дар российскому музею эту мемориальную вещь. Фотоаппарат был для него привычной вещью с детства, всегда лежащий в ящике письменного стола и переезжающий с семьёй с квартиры на квартиру.

Мать Жака Мозера оставила небольшую записку (она вместе с отпечатками фотоснимков приложена к подаренной камере) для историческо-мемориальной атрибутации в будущем, хранящегося у неё фотоаппарата. Г-н Мозер озвучил текст записи, которая подтверждает, что этот фотографический аппарат был куплен в Петербурге Пьером Жильяром, и при помощи этой камеры были сняты те снимки, которые он приводит в своей книге «Трагическая судьба Николая II и Его семьи».

Надо сказать, что этот уникальный мемориальный фотоаппарат не единственный дар семьи Пьера Жильяра. Жак Мозер приподнёс презент музейной дирекции — бутылки вина производства семейной фирмы. А два года назад племянница Пьера Жильяра Мари-Клод Жильяр-Кнехт приподнесла в дар музею часы и брошь — вещи, принадлежавшие его супруге, подаренные ей Императрицей Александрой Фёдоровной по поводу 300-летия Дома Романовых. А в прошлом году племянница Жильяра Франсуаза Годе подарила Царскосельскому музею чайный сервиз и набор столовых предметов, принадлежавших её дяде, подаренные ему Великой Княжной Анастасией.

Как сказала Ираида Куртовна Ботт, зам. директора по научной работе, музей собирается открыть для экспонирования мемориальную комнату Пьера Жильяра, где будут для всеобщего осмотра выставлены все эти предметы (а может со временем коллекция может и расшириться). Но, к сожалению, в ближайшие три года (как минимум) никто не сможет увидеть все эти вещи, как и только-что подаренный фотоаппарат, вживую — рассмотреть его возможно только на опубликованных фотографиях. Дело в том, что с 1 сентября 2015 года, на весь столь продолжительный срок, Царскосельский Александровский дворец закрывается на крупномасштабную реставрацию, ибо для этого выделено особое финансирование. Так что остаётся только ждать момента, когда в отреставрированных дворцовых интерьерах будут выставлены неэкспонировавшиеся прежде предметы музейных фондов, которые, хочется верить, значительно пополняться за эти годы.

Екатерина Владимирова
фото автора

Версия для печати
«««  предыдущая новость       следующая новость  »»»


  • Точка доступа театра в нетеатральных пространствах к петербургскому зрителю
  • Волынщик в Петербургском Ботаническом саду
  • Дочь Елены Образцовой организовала академию и школу в память своей матери
  • Свет Валаама в стенах Смольного
  • Фестиваль фламандского карильона
  • Романовы в Царском Селе
  • Пятнадцатая «Площадь искусств» — между традицией и сюрпризами
  • Chaliapine ArtFlat
  • Частные коллекции Санкт-Петербурга
  • Петроградское небо мутилось дождём, на войну уходил эшелон…
  • Грохочет бал, сияет бал...
  • Четверть века музыки четырёх соборов
  • Russia in Vogue — между Шаляпиным и княжной Голициной
  • Поэт, слышавший мир — в Музее печати
  • Рериховское наследие — современная специфика восприятия и применения
  • Открытие Петербургского театрального сезона 2014 года
  • Герои Великой войны навсегда останутся в Военно-историческом музее
  • Козьма Прутков в Саблинских пещерах
  • Русский авангард и война
  • Лики Великой войны

  • Архив новостей >>>>>



    Стартовая страница
    Добавить в Избранное
    Информация об издании
    Вернуться на Главную







    1

     



    © Drakkar-design, 2007-2016

    © Петербургские страницы, 2007-2016
    Полное или частичное использование опубликованных материалов разрешено только при согласование с редакцией и ссылке (а в электронных материалов гиперссылки) на онлайновый вариант газеты

    Техподдержка

    Rambler's Top100 Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

    <
    <