СПб в цифрах

Музеи СПб

Разводка мостов

Метрополитен



 КУЛЬТУРА 


25-10-2015 18:10
  

Литовский кинематограф в осеннем Петербурге — от «золотого века» до премьерного спецпоказа


С 23 по 27 октября 2015 года в Санкт-Петербурге в киноцентре «Родина», на Караванной-12, проходят Дни литовского кино. Торжественное открытие прошло в пятницу, 23 числа, при участии литовской кинематографической делегации, консула Литвы в СПб Дайнюса Нумгаудиса и лидера литовской "автономии" Петербурга Гинтаутаса Жяльвиса. (В качестве справки - энное время назад параллельно землячествам были организованы национальные объединения, названные более чем странно - "автономиями", которые постепенно приняли на себя роль и функции первоначальных национальных образований).

Литовский консул, прежде занимавшийся культурой и образованием при литовском правительстве, а по совместительству (как он признался — в качестве хобби, для снятия стресса в гос.кабинете), кинохроникёр литовского классического кинематографа — потому он с большим воодушевлением открыл этот мини-кино-фестиваль, и понадеялся, что петербуржцы не оставят его своим вниманием. К слову, он заметил, что в Литве, которая является многонациональным государством (речь идёт не гастарбайтерах и тому подобных элементах, а об исторически обусловленных нациях, проживающих в течение нескольких веков на территории Литовского государства, таких как русские, поляки, не говоря уже о балтском народе жмудь-жемайты) — существует много детских садов и школ с 12-летним обучением полностью на русском языке, но с адаптацией к литовской современной действительностью, и возможностью поступать в литовские ВУЗы (вопрос о поступлении в ВУЗы в России в связи с пресловутым ЕГЭ - это уже в московской юрисдикции). Литовский консул, Дайнюс Нумгаудис, этим откровенно гордиться, сравнивая с ситуацией в других прибалтийских республиках, где проблема национального образования стоит особенно остро (в той же Эстонии национальная дискриминация направлена не только против русских, но даже в отношении родственной им финской православной национальности сету в земле Виру). Этот фактор, в первую очередь, конечно же, обусловлен отличным от остальной Прибалтики, кльтурно-историческим путём пройденным Литвой. И, говоря о литовском кинематографе, в косвенном виде это также, в своё время нашло в нём определённое отражение.

Петербуржцы в эти дни смогут посмотреть в кинотеатре «Родина» 8 художественных и 6 документальных фильмов. Но вот можно ли по ним составить впечатление о современном литовском кинематографе — это вопрос... Впрочем есть ли он — национальный кинематограф Литвы сегодняшнего дня? Нет, конечно же, есть — новое поколение, новые имена, очередные попытки идти своим новым путём, который, зачастую, оказывается не таким уж и новым, или же не таким уж интересным.... Так было всегда, везде и со всеми — творческими, талантливыми и не очень, но главное верящими, что всё ещё впереди, пока жизнь не показывает, что всё уже позади.... Так ли это и в современном литовском кинематографе?

Для этого на Литовских Днях к зрительскому вниманию предоставлены несколько новых фильмов, в том числе и предпремьерный показ специально для Санкт-Петербурга. — 24.10.15 в 17.00 демонстрировался фильм «Сад Эдема» (фантастика о том, что страна в будущем населена иммигрантами). Далее 26.10.15 в 21.20 — драма образца 2014 года «По пути», а также 25.10.15 в 14.00 юношеская мелодрама «Лето Санкгайле». По этим петербуржцам рекомендуется составить впечатление о современной Литве и киновкусах литовцев.

По структурному составу фестивальной программы можно очень хорошо увидеть, что она ностальгирующая, вспоминающая золотой век литовской кинематографии. Золотой век — это известные литовские актёры и режиссёры, которые стали популярными в советский период и в настоящее время (тех кого Бог, покамест, оставил на этой земле) известны именно своим русским творчеством — т.е. постановкой пьес русской классики, съёмках в русских и советских кинофильмах и т.п. В первую очередь, значимое место отведено памяти Донатаса Баниониса, одного из плеяды ярких литовских актёров советского периода. Специально для Дней литовского кино, Московский киноархив бесплатно предоставил известнейшие фильмы с участием Баниониса, такие как «Солярис» и «Бегство мистера Мак-Кинли», которые на фестивале также будут демонстрироваться для всех абсолютно бесплатно (26.10.15 в 18.00 - «Бегство мистера Мак-Кинли»; 25.10.15 в 16.00 - «Солярис»).

Документальное кино представлено восстановленным и оцифрованным ретрофильмом — «Литва в 1929 году» под музыкальное сопровождение тапёра. Далее идут фильмы 1965, 1966, 1971, 1973 годов... К этому архивной подборке присоединяется фильм 2014 года, но который нас тоже отсылает как к советскому периоду, так и к русскому театру. Литовская современность в документалистике провисает, как тяжёлая непреложность бытия, которая гаснет в тумане памяти. Это не только заметно по литовской фильмотеки, но буквально озвучивается театральным литовским режиссёром Римасом Туминасом, что искусство, новые спектаклей отвлекают его от современной тяготящей действительности. Похоже это является определённым лейтмотивом литовского кинематографа в целом, который пока не смог догнать эпоху «золотого века». Впрочем, может догнать и перегнать в искусстве — не лучшие цели и стимулы. Если есть, что вспоминать и чем гордиться — это не менее, если не более, значимая составляющая временного потока в общенациональном искусстве любого народа.

Екатерина Владимирова

Версия для печати
«««  предыдущая новость       следующая новость  »»»


  • Петербургская Обитель милосердия — от Тибета до Эрмитажа
  • 100-летие Петербургского дацана
  • Защитникам Ленинграда, павшим и живым, посвящается...
  • Фотокамера Жильяра, снимавшего императорскую семью, вернулась в Россию — но увидеть её можно будет лишь через три года
  • Точка доступа театра в нетеатральных пространствах к петербургскому зрителю
  • Волынщик в Петербургском Ботаническом саду
  • Дочь Елены Образцовой организовала академию и школу в память своей матери
  • Свет Валаама в стенах Смольного
  • Фестиваль фламандского карильона
  • Романовы в Царском Селе
  • Пятнадцатая «Площадь искусств» — между традицией и сюрпризами
  • Chaliapine ArtFlat
  • Частные коллекции Санкт-Петербурга
  • Петроградское небо мутилось дождём, на войну уходил эшелон…
  • Грохочет бал, сияет бал...
  • Четверть века музыки четырёх соборов
  • Russia in Vogue — между Шаляпиным и княжной Голициной
  • Поэт, слышавший мир — в Музее печати
  • Рериховское наследие — современная специфика восприятия и применения
  • Открытие Петербургского театрального сезона 2014 года

  • Архив новостей >>>>>



    Стартовая страница
    Добавить в Избранное
    Информация об издании
    Вернуться на Главную







    1

     



    © Drakkar-design, 2007-2016

    © Петербургские страницы, 2007-2016
    Полное или частичное использование опубликованных материалов разрешено только при согласование с редакцией и ссылке (а в электронных материалов гиперссылки) на онлайновый вариант газеты

    Техподдержка

    Rambler's Top100 Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

    <
    <