СПб в цифрах

Музеи СПб

Разводка мостов

Метрополитен



 КУЛЬТУРА 


29-02-2016 12:02
  

Смольный собор потерян для культурной жизни Санкт-Петербурга

Музей Четырёх соборов смог отстоять для города Исаакиевский собор, но при этом потерял Смольный собор. С 2016 года Концертно-выставочный зал Смольного собора прекратил свою деятельность в связи с полной передачей под юрисдикцию РПЦ. Начиная с марта 2016 года концертно-выставочная деятельность будет осуществляться уже по другому адресу...

Смольный собор, построенный в 18 столетии в Елизаветинское время, был одно время придворным собором, не смотря на отдалённость его расположения. Императрица Елизавета Петровна одно время планировала провести свою старость в стенах специального выстроенного Смольного монастыря и потому, в особенности в праздничные дни, устраивала большие придворные выезды в Смольный собор. Но императрица не дожила до очень преклонных лет, да и под конец жизни планы её несколько изменились — после неё собор не пользовался у петербуржцев особым успехом. На долгое время он стал "домовой" церковью Института благородных девиц — привилегированного женского учебного заведения, который существовал в стенах Смольного вплоть до 1917 года. Так что можно сказать, что история Смольного собора была узкопрофилированной, а отдалённость от жилых кварталов и вовсе не давала создать своего стабильного прихода.

Так и в последние годы, когда самым наилучшим образом практиковалась практика совмещение концертной, выставочной деятельности с церковными богослужениями — на литургии в Смольном соборе даже по праздникам собиралось всего несколько человек. Как правило, на богослужении было не более 2-3 человек, в редком случае 10. Но, зачастую, кроме священника вообще никто не появлялся, так что службу приходилось отменять. Теперь эта ситуация вряд ли изменится, а учитывая, что там не будет уже концертов, которые пользовались популярностью у горожан (оригинальные концерты-променады или же детские, где каждый ребёнок мог стать участником музыкального действа) — Смольный собор станет полупустующим памятником, уже не культурного значения, а бездарной политике взаимодействия власти и церкви в области недвижимости и культурно-исторических ценностей.

Для того, чтобы храм оставался храмом, вовсе не нужно менять собственника в юридическом аспекте — подобные риэлтерские игры, основанные на давно уже устаревшем законе о церковной реституции, недостойны иерархов РПЦ. Одно дело, если церкви использовались не только не по назначению, но размещаемые в них объекты (например, молокозавод в Фёдоровском соборе в СПб, за Московским вокзалом или зоны на месте многих монастырей по всей России) были более чем далеки от духовно-культурных ценностей. Другое же дело — музеи, в сотрудничестве с которыми РПЦ не разрушая сложившихся культурных традиций может полноценно использовать церкви по их историческому назначению. И это отвечало бы её основной — духовной миссии, а не превалирование материально-коммерческих интересов, что нарушает гармонию современного понимания сохранения и приумножения культурных ценностей.

И пока в Смольном соборе вместо его прославленного хора будут голосить пара-тройка старушек под любопытные взгляды специально завезённых групп интуристов — концертно-выставочный зал переехал в особняк Зинаиды Юсуповой (Литейный-42). Пару лет назад, когда только шли переговоры о "передаче" Смольного собора, дирекция просила отдать им хотя бы зал в здании Думы, которая сейчас принадлежит детской музыкальной школе, а по факту, используется как очередной бизнес-центр. Но опять-таки и этот вариант оказался не приемлемым. И тем не менее, зал переезжает на новое место и в марте будет ждать к себе зрителей.

Екатерина Владимирова
фото автора

Версия для печати
«««  предыдущая новость       следующая новость  »»»


  • «Давно стихами говорит Нева…»
  • Птица Кетцаль пополнила Эрмитажную коллекцию
  • Литовский кинематограф в осеннем Петербурге — от «золотого века» до премьерного спецпоказа
  • Петербургская Обитель милосердия — от Тибета до Эрмитажа
  • 100-летие Петербургского дацана
  • Защитникам Ленинграда, павшим и живым, посвящается...
  • Фотокамера Жильяра, снимавшего императорскую семью, вернулась в Россию — но увидеть её можно будет лишь через три года
  • Точка доступа театра в нетеатральных пространствах к петербургскому зрителю
  • Волынщик в Петербургском Ботаническом саду
  • Дочь Елены Образцовой организовала академию и школу в память своей матери
  • Свет Валаама в стенах Смольного
  • Фестиваль фламандского карильона
  • Романовы в Царском Селе
  • Пятнадцатая «Площадь искусств» — между традицией и сюрпризами
  • Chaliapine ArtFlat
  • Частные коллекции Санкт-Петербурга
  • Петроградское небо мутилось дождём, на войну уходил эшелон…
  • Грохочет бал, сияет бал...
  • Четверть века музыки четырёх соборов
  • Russia in Vogue — между Шаляпиным и княжной Голициной

  • Архив новостей >>>>>



    Стартовая страница
    Добавить в Избранное
    Информация об издании
    Вернуться на Главную







    1

     



    © Drakkar-design, 2007-2016

    © Петербургские страницы, 2007-2016
    Полное или частичное использование опубликованных материалов разрешено только при согласование с редакцией и ссылке (а в электронных материалов гиперссылки) на онлайновый вариант газеты

    Техподдержка

    Rambler's Top100 Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

    <
    <