СПб в цифрах

Музеи СПб

Разводка мостов

Метрополитен



 КУЛЬТУРА 


05-03-2016 02:03
  

Историко-архивная Фотобиеннале — мир неизвестной фотографии из фондов российских музеев

Под конец февраля 2016 года на третьем этаже петербургского Мраморного дворца открылась экспозиция 3-го Историко-архивного Фотобиеннале. Межмузейная выставка, организуемая раз в два года включает в себя оригиналы исторических фотографий (реже факсимиле), которые хранятся в фондах 9 российских музеев и 2 частных коллекциях.

Несколько эклектичный, на первый взгляд, подбор фотографий исключает монотонность восприятия экспозиции. Временной разброс более чем велик — с 1860-х годов до 1940-х годов включительно. Тематический разброс охватывает и семейные альбомы (семья Олениных, Верещагина), пейзажи, групповые снимки, архитектуру, в главное — лица иных эпох, от 19 столетия до советского периода включительно.

В первую очередь, такой разброс существует потому, что привлекая к этой межмузейной выставке многие большие и малые музеи различных городов и регионов России, организаторы петербургского Фотобиеннале точно не знают, что хранится в их музейных фондах — и потому "раскопки" приходится проводить непосредственно в процессе подготовки к выставке.

Как говорит куратор Фотобиеннале, сотрудник сектора фотографии ГРМ Светлана Зинченко: — "Мы стараемся в этих залах максимально отразить весь век фотографии. Мы не хотим фиксироваться на каком-то одном времени. Если делать одну какую-то тему можно не набрать материала или может получиться достаточно монотонно. Эклектично — да, но на самом деле сама жизнь эклектична. И эту сторону осветили, и эту, и времена разные, эпохи даже разные — мне кажется это очень интересно."

Одной из главной задач этого двухлетнего фотопроекта, организаторы видят в знакомстве публики с архивной фотографией былых времён, которая хранится в фондах, и, зачастую, практически никогда не выставляются. Кроме того, многие музеи находятся вдали от Петербурга, а некоторые из них и вовсе трудно доступны для посещения, такие как областные музеи в Выре и Приютино.

В Выре, расположенной на Киевской трассе, уже много лет как находится маленький, но очень стильный музей «Дом станционного смотрителя», относящий нас к пушкинским рассказам. Но это не музей литературной фантазии — это настоящая почтовая станция, на которой можно было поменять лошадей и отдохнуть путникам. Но на этот раз музей представил подборку совсем иных фотографий из архивов посёлка Дружная горка — коллективные портреты пожарных дружин и рабочих местного завода.

Музей-усадьба Приютино (находится также в ЛО, и до него не так просто добраться желающим) продемонстрировал часть фотоархива семейства Олениных. Для тех кто знает хотя бы о некоторых представителях этой семьи увидеть подлинники семейных альбомов, персональные и групповые портреты, начиная со 2-й половины 19 столетия и заканчивая фотографиями заключённых Таганской тюрьмы в 1918 году, среди которых был и Ю.А.Оленин.

Впервые для петербургской публики демонстрируется и фотоархив семьи известнейшего художника В.В.Верещагина из фондов Череповецкого музейного объединения, которое включает в себя мемориальный дом-музей Верещагиных. Среди подборки фотографий интересны не только сами портреты, но и надписи на них, сделанные рукою художника. Саратовский художественый музей в свою очередь представил интересную подборку по художнику В.Э.Борисову-Мусатову, включая его детскую фотографию и фото с утраченных картин.

Пейзажно-архитектурная часть представлена очень широко. Это и Нижегородская ярмарка с городскими пейзажами в момент весеннего половодья, и первые профессиональные грузинские ландшафтно-архитектурные фотографии. Или же, к примеру, панорамы, церкви, монастыри волжского городка Свияжска из музея «Остров-град Свияжск», которые интересны не только временем (не позже начала ХХ века), но и потому, что часть исторического города оказалась под водой, в связи с затоплением окрестных территорий, для создания в советское время Куйбышевского водохранилища.

Советское время тоже представлено — шлиссельбургскими пионерами 30-х годов и частной коллекцией любительских постановочно-концептуальных фото 20-30-х годов.

Отдельное место в экспозиции занимает любопытнейшая подборка открыток 1942 года выпущенных в Германии — фотографии с русских оккупированных территорий.

Относительно концепции 3-й Историко-архивной Фотобиеннале её куратор Светлана Зинченко ответила следующим образом: — "Концепцию сформулировать очень сложно — мы для себя определяем её громким словом "миссия". Мы хотим показать широкой публике — путём выставки и путём публикации в каталоге, неизвестные архивные фотособрания, причём неизвестные даже нам."

Екатерина Владимирова

Версия для печати
«««  предыдущая новость       следующая новость  »»»


  • Смольный собор потерян для культурной жизни Санкт-Петербурга
  • «Давно стихами говорит Нева…»
  • Птица Кетцаль пополнила Эрмитажную коллекцию
  • Литовский кинематограф в осеннем Петербурге — от «золотого века» до премьерного спецпоказа
  • Петербургская Обитель милосердия — от Тибета до Эрмитажа
  • 100-летие Петербургского дацана
  • Защитникам Ленинграда, павшим и живым, посвящается...
  • Фотокамера Жильяра, снимавшего императорскую семью, вернулась в Россию — но увидеть её можно будет лишь через три года
  • Точка доступа театра в нетеатральных пространствах к петербургскому зрителю
  • Волынщик в Петербургском Ботаническом саду
  • Дочь Елены Образцовой организовала академию и школу в память своей матери
  • Свет Валаама в стенах Смольного
  • Фестиваль фламандского карильона
  • Романовы в Царском Селе
  • Пятнадцатая «Площадь искусств» — между традицией и сюрпризами
  • Chaliapine ArtFlat
  • Частные коллекции Санкт-Петербурга
  • Петроградское небо мутилось дождём, на войну уходил эшелон…
  • Грохочет бал, сияет бал...
  • Четверть века музыки четырёх соборов

  • Архив новостей >>>>>



    Стартовая страница
    Добавить в Избранное
    Информация об издании
    Вернуться на Главную







    1

     



    © Drakkar-design, 2007-2016

    © Петербургские страницы, 2007-2016
    Полное или частичное использование опубликованных материалов разрешено только при согласование с редакцией и ссылке (а в электронных материалов гиперссылки) на онлайновый вариант газеты

    Техподдержка

    Rambler's Top100 Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

    <
    <