СПб в цифрах

Музеи СПб

Разводка мостов

Метрополитен



 КУЛЬТУРА 


02-12-2016 09:12
  

Петербургские гении места современного греческого искусства под магической зашиты нового министра культуры Греции

В петербургском ЦВЗ «Манеж» с 1 декабря 2016 года по 9 января 2017 года проходит выставка «Genii Loci. Греческое искусство с 1930 года по сегодняшний день». Название выставочного проекта — Genii Loci в переводе означает — Гении места, её российско-греческие кураторы определили так: «У каждого места – свой Гений, свой дух, своя энергетическая субстанция, которая и определяет содержание искусства, выросшего из красоты окружающего мира и заинтересованного взгляда художника на многообразные ландшафты страны

Название оригинально, необычно и интригующе, и как нельзя подходит именно в применении к греческому искусству. Не классической античной Элладе, искусство которой каждый знает прекрасно ещё с детства, ибо на нём построено весь последующий классический (и не только) европейский взгляд на искусство, концепции эстетического видения мира. И не византийское искусство, тенденции которого и религиозно-жёсткие каноны и по сей день определяют развитие церковной живописи, архитектуры, а также активно повлияло на определённую часть эстетических взглядов церковного и светского русского средневековья.

Но если отрешиться от исторических воспоминаний, что собственно мы знаем о современной Греции? И если отбросить туристические проспекты и всё с этим связанное, то к удивлению можно отметить — ничего не знаем. Именно это чувство возникает при посещение этой уникальноё ретроспективной выставки греческого искусства 20 и 21 веков, которое даже для знатоков и искусствоведов мирового искусства актуальной направленности, практически совсем не известно. Впрочем, и история современной Греции, её ментальность известны большинству, увы, лишь в общих чертах. Получается, что для русского зрителя современное греческое искусство можно определить как — gennii loci из terra incognita...

На этой масштабной экспозиции представлены 147 произведений современного греческого искусства — живопись, графика, скульптура, фотография, инсталляции, в том числе и видео-арт. Экспозиционный проект организован Министерством культуры и спорта Греции при взаимодействии с крупнейшими музеями страны – Национальной картинной галереей, Музеем Александроса Сутзоса (Афины), Национальным музеем современного искусства (Афины), Государственным музеем современного искусства (Салоники) и известными частными галереями.

Как сказала на торжественном открытии выставки министр культуры и спорта Греции госпожа Лидия Кониорду: «Нам потребовались очень большие усилия для организации выставки «Genii Loci. Греческое искусство с 1930 года по сегодняшний день» — не часто представляется такая возможность собрать столько произведений для публики, тем более той, которая может оценить шедевры современного искусства.

Эта выставка даёт возможность её посетителям получить достаточно полное представление о том, как выглядит современное греческое искусство. Вместе с историей искусства сюда вплетается и история самой страны. Посетители выставки смогут понять процесс складывания современной греческой идентичности через путь сомнения и обновления, через диалог прошлого и настоящего, своего и чужого.

Выставка «Genii Loci. Греческое искусство с 1930 года по сегодняшний день» представляет довольно важный сегмент в ходе мероприятий, приуроченных к году России-Греции. Она является уникальным событием для жителей Санкт-Петербурга и гостей этого города. И она должна стать определённым этапом в развитии дружественных отношений российского и греческого народов.»

Можно дополнить, что эта выставка, как впрочем и все культурные мероприятия первой декады декабря, приурочены к Санкт-Петербургскому Международному культурному форума, который открылся 1 декабря 2016 года. Форум включает в себя 750 иностранных участников, которые выступят на 92 различных площадках, а Греция, в этом году, является официальным участником МКФ. Греческую культуру представляет совместная российско-греческая постановка спектакля "Царь Эдип" в Александринском театре и художественная выставка в Манеже, которая для греческой стороны является значимым и уникальным событиям.

Учитывая это, было несколько странно, что на официальном вечернем открытии не присутствовали консулы и представители консульств Греции и Крита в Санкт-Петербурге. Со стороны Эллады экспозицию открывала совсем недавно назначенный министр культуры и спорта Греции Лидия Кониорду, чьи слова были приведены ранее. Объединение двух столь разных, с точки зрения российской ментальности, направлений под крышу одного министерства. кажется несколько странным — что более превалирует: спортивный взгляд на культуру или спорт как искусство?.. Интересно и то, что новый министр культуры (недавний глава этого министерства Аристидис Балтас ещё недавно открывал эрмитажную выставку о Византии) в Греции известна не только как популярная греческая актриса — по слухам она занимается магией и проводит публичные сеансы по снятию порчи. Так что греческое искусство ныне под надёжноё магической защитой на министерском уровне...

И всё же — какое оно современное греческое искусство? Главный и мощный взлёт в изобразительном искусстве Греции ХХ столетия пришёлся на 30-е годы. Именно, начиная с той поры и включая 70-е годы, в Греции появились имена художников, которые считаются классикам — как реализма, так и авангарда современной Эллады.

Патриархами греческой живописи XX века называют Константиноса Партениса, Фотиса Контоглу и Спироса Папалукаса, а также их последователей Янниса Царухиса, Диамантиса Диамантопулоса, Никоса Энгонопулоса, Янниса Моралиса, Никоса Николау. В послевоенной Греции появились новые направления и новые имена, такие как — Такис, Василис Скилакос, Даниил Панагопулос и Алексис Акритакис. Среди главных абстракционистов называют Теодороса Стамоса, Янниса Спиропулоса и Йоргоса Ксеноса.

Много имён, целый пласт культуры — и это всё прошло мимо российского зрителя, даже искушённого в европейском и мировом искусстве. Возможно, что эта выставка станет определённым прорывом в информационно-художественной лакуне, и вскоре многие греческие имена современных художников больше не будут для нас пустым звуком.

Екатерина Владимирова
фото с выставки автора статьи

Версия для печати
«««  предыдущая новость       следующая новость  »»»


  • Сальвадор Дали и ментальность каталонского сюрреализма
  • 1000-летие присутствия русского монашества на Святой Горе Афон — новые выставочные петербургские проекты
  • Современная китайская каллиграфия в Манеже
  • Петербургская Брасс-осень
  • Греческий взгляд на Афон
  • Валаамский «Просветитель»
  • Византия сквозь века
  • Петербургский Мюзик-Холл в новом итальянском формате
  • Начало июля с «Петроджазом»
  • Японская фотоакварельная история эпохи Мейдзи
  • Ноев Ковчег в Зазеркалье
  • Историко-архивная Фотобиеннале — мир неизвестной фотографии из фондов российских музеев
  • Смольный собор потерян для культурной жизни Санкт-Петербурга
  • «Давно стихами говорит Нева…»
  • Птица Кетцаль пополнила Эрмитажную коллекцию
  • Литовский кинематограф в осеннем Петербурге — от «золотого века» до премьерного спецпоказа
  • Петербургская Обитель милосердия — от Тибета до Эрмитажа
  • 100-летие Петербургского дацана
  • Защитникам Ленинграда, павшим и живым, посвящается...
  • Фотокамера Жильяра, снимавшего императорскую семью, вернулась в Россию — но увидеть её можно будет лишь через три года

  • Архив новостей >>>>>



    Стартовая страница
    Добавить в Избранное
    Информация об издании
    Вернуться на Главную







    1

     



    © Drakkar-design, 2007-2016

    © Петербургские страницы, 2007-2016
    Полное или частичное использование опубликованных материалов разрешено только при согласование с редакцией и ссылке (а в электронных материалов гиперссылки) на онлайновый вариант газеты

    Техподдержка

    Rambler's Top100 Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

    <
    <