СПб в цифрах

Музеи СПб

Разводка мостов

Метрополитен



 НАУКА 


  

Петербургская Антарктида

2 июня закончилось кругосветное плавание научно-экспедиционного судна «Академик Федоров» — корабль вернулся к родным петербургским берегам. Это первая экспедиция подобного рода за 15 лет — все эти годы не проводилось столь крупномасштабных экспедиций, судя по всему из-за "ненужности" науки для современных российских правителей. Сдвиги в отношении приоритетов исследования Арктики и Антарктиды наметились в последнее время, и по всей видимости, из-за большой стратегической значимости этих зон "вечной зимы", так как, в результате глобального потепления и смещения магнитных полюсов, постепенно меняется климатическая картина этих холодных территорий, а следовательно речь идёт о международной активизации вокруг добычи там полезных ископаемых. Многие страны это поняли уже некоторое время назад и ведут активное освоение, главным образом самого южного ледяного континента. В связи с вышесказанным, антарктический рейс петербургских исследований можно считать историческим прорывом и формированием нового витка научных и научно-прикладных исследований Антарктики.

Экспедиция продолжалась более полугода, почти ровно семь месяцев (судно покинуло порт 6 ноября 2007 года). По информации пресс-службы ААНИИ, НЭС «Академик Федоров» за весь период своего плавания прошёл 47842,4 морских миль, из которых 21500 морских миль в водах Антарктики, и совершил кругосветное плавание вокруг Антарктиды в восточном направлении. Корабль, под командованием капитана дальнего плавания М.С.Калошина, обошёл российские антарктические станции — дважды Прогресс и Мирный, и единожды Беллинсгаузен и Новолазаревскую. Кроме постоянно действующих станций, в Антарктиде существуют также сезонные полевые базы. «Академик Федоров» также обошёл и эти базы — по одному разу подходил к Ленинградской и Русской, и дважды к Молодёжной и Дружной-4. Такой обход связан в том числе и "со сменой караула" на станциях и базах — часть полярников на корабле добралась до Кейптауна ещё 6 мая, а там далее через Лондон самолётом до Петербурга.

С последним заходом в Кейптаун связана одна неприятная и трагичная история, произошедшая в ходе экспедиции. В ночь с 8 на 9 апреля 2008г., во время нахождения в антарктических водах, на судне умер строитель-монтажник петербургского СМУ-2 Пашин А.Б. 1963 года рождения, который работал в составе строительного отряда российской станции «Прогресс», организованного субподрядчиком проекта монтажа нового зимовочного комплекса. По заключению судового врача смерть Пашина наступила "в связи с полиорганной недостаточностью – нарушением нормального функционирования нескольких внутренних органов". По прибытию в первый лежащий на пути следования судна порт - Кейптаун, которое произошло 1 мая, тело покойного в сопровождении полиции было доставлено в госпиталь Университета Кейптауна, где была проведена паталогоанатомическая экспертиза. По сообщению зам. директора ГУ ААНИИ, начальника РАЭ В.В.Лукина, "Экспертиза установила, что причиной смерти А.Б. Пашина стало общее заражение крови, вызванное воспалением легких. Никаких следов физических травм на теле покойного не обнаружено." Последняя фраза неслучайна — вокруг смерти монтажника образовалось немало слухов, в том числе о его насильственной смерти на борту корабля. Эти слухи категорически были опровергнуты руководством экспедиции со ссылкой на официальные медицинские данные и результаты расследования.

И если не считать этого несчастного случая, экспедицию, судя по всему, можно назвать удачной. Основные направления работы российской антарктической экспедиции можно разделить на две части. Техническо-организационные и вспомогательные для антарктических исследовательских станций и баз — капитально-ремонтные строительные работы на станциях Прогресс и Новолазаревская; выполнение транспортных операций по проведению санно-гусеничных походов по трассам между станциями и базами; подготовка к приёму самолетов на снежно-ледовые аэродромы станций и проведение специализированных ледовых промеров на рейдах по организации выгрузки крупногабаритных и тяжелых грузов с борта. И собственно научная — мониторинг природных процессов в свободной и приземной атмосфере, магнито- и ионосфере, прибрежной гидросфере, морских льдах Южного океана, биосфере. Наиболее интересно проведение океанологических исследований в Южном океане в районе стыковки с Тихим океаном и на меридиональном разрезе между Антарктидой и Африкой. Впервые в практике отечественных антарктических экспедиций специалистами РАН были проведены оригинальные исследования мерзлых грунтов антарктических оазисов.

В некоторой мере ряд исследований, имеющих прикладной характер, явно несли отпечаток геополитических и полит-стратегических тенденций, складывающихся вокруг южного континента в последнее время. С этим можно связать геолого-геофизические исследования района гор Принца Чарльза и Земли Мак-Робинсон; выполнение буровых работ в глубокой скважине на станции Восток, включая сейсмическое зондирование и радиолокационное профилирование подледникового озера Восток и т.п. Интерес к работе экспедиции в правительственных кругах был столь велик, что ранней весной на станцию Новолазаревская буквально зачастили высокопоставленые гос.мужи.

Любопытны и экологические направления — микробиологические исследования антропогенной нагрузки на окружающую среду станционных объектов инфраструктуры экспедиции, а также что любопытно — по утилизации отходов жизнедеятельности станций и подготовки их к вывозу за пределы Антарктики.

Российская Антарктическая экспедиция была проведена в рамках исследовательских программ Международного полярного года, и, к слову, приоритетность в научных полярных изысканиях принадлежит именно Санкт-Петербургу, в котором находится и научно исследовательский институт Арктики и Антарктики, и одноимённый музей, и Полярная морская геологоразведочная экспедиция, а также большинство полярных исследователей и сотрудников антарктических станций.

Екатерина Владимирова

Версия для печати
«««  предыдущая новость       следующая новость  »»»


  • Временной скачок Петербурга
  • Сколько стоит петербургская наука
  • Главный космический конструктор - через 100 лет и 3 месяца
  • Нобелевская премия ведёт свою родословную из Петербурга

  • Архив новостей >>>>>



    Стартовая страница
    Добавить в Избранное
    Информация об издании
    Вернуться на Главную







    1

     



    © Drakkar-design, 2007-2016

    © Петербургские страницы, 2007-2016
    Полное или частичное использование опубликованных материалов разрешено только при согласование с редакцией и ссылке (а в электронных материалов гиперссылки) на онлайновый вариант газеты

    Техподдержка

    Rambler's Top100 Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

    <
    <